Главная страница arrow Статьи членов МТА arrow ПАВЛОВ В.П. НАУЧНЫЙ ТУРИЗМ: НАКОПЛЕННЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ПАВЛОВ В. П. НАУЧНЫЙ ТУРИЗМ: НАКОПЛЕННЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Версия для печати Отправить на e-mail
  НАУЧНЫЙ ТУРИЗМ: НАКОПЛЕННЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Павлов В. П.

Президент МГИИТ имени Ю. А. Сенкевича,

г. Москва

В статье рассмотрен научный туризм как специальный вид туризма. Приведены различные примеры его разновидностей. Определены направления развития и выработаны рекомендации по продвижению научного туризма на рынке туристских услуг.

Ключевые слова: научный туризм, разновидности, опыт, перспективы, продвижение турпродукта.

SCIENTIFIC TOURISM — THE STORED EXPERIENCE

AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Pavlov Vladimir P.

Scientific tourism is considered in the article as a special kind of tourism.

Various examples of its versions are listed. Directions of development are defined and recommendations about advancement of scientific tourism in the market of tourist services are worked out.

Keywords: scientific tourism, versions, experience, prospects, product advancement.

Туризм во всех его проявлениях своей главной целью ставит заботу о человеке, о его развитии и здоровье. Туризм ХХ века предъявил миру огромный потенциал, определил уровни мировых взаимоотношений между государствами и территориями, влияет на их экономическое и социальное развитие, принятие законодательных решений, развитие системы всемирных, континентальных и местных туристских связей. В ХХI столетии привлекательными характеристиками туристских направлений для туристов будут являться их культурные и социальные характеристики. Среди факторов, влияющих на привлекательность туристского региона, можно выделить: доступность региона; его инфраструктура; отношения к туристам; уровень цен; спортивная рекреация и образовательные центры; центры коммерции и шопинга; культурные и социальные характеристики региона. Последний фактор в настоящее время приобретает основополагающее значение для привлечения туристов и создания новых туристских продуктов и услуг. Он включает в себя: изобразительное искусство; музыку и танцы; народные промыслы, архитектуру, историю, литературу, религию, традиции, индустрию и бизнес, агрокультуру, образование, науку, национальную кухню. Вовлечение в хозяйственный оборот материальной базы и инфраструктуры научного, эколого-экспедиционного, культурно-исторического и других видов туризма способно дать дополнительно годовой эффект в сотни миллиардов рублей, дать толчок к созданию новых рабочих мест. По оценкам экспертов потребуется создание 1,5÷2,0 млн. рабочих и управленческих мест для профессиональных работников туризма, направления туристских потоков, формирования туристской среды обитания. И в этой работе должны быть задействованы различные уровни управления туризмом (республиканский, региональный, местный), включая и возможные открытия соответствующих управлений или департаментов туризма в ряде ключевых министерств и ведомств.

Научный туризм: накопленный опыт.

Научный туризм можно отнести к специальным видам туризма, главной особенностью которого является непосредственное участие туристов в научной или исследовательской программе тура. Принятая ЮНЕСКО и Всемирной туристской организацией (ВТО) Хартия научного и культурного туризма, Манильская декларация по мировому туризму дают следующее определение: «Научный и культурный туризм имеет своей целью inter alia – личное познание научных достижений и открытие исторических мест и памятников». ЮНЕСКО на передний план в отношении научного, культурного и природного наследия выдвигает туризм как эффективное средство массовой востребованности, широкой доступности научных, культурных и рекреативных ценностей, как действенный канал и источник сохранения и познания наследия через его использование в интересах нации, мира и развития. Научный туризм, в свою очередь, является источником занятости местного населения, гарантом наполняемости научных исследований, открытий, сохранения утраченного, развитие научных учреждений, специализированных инфраструктур, рычагом самофинансирования, источником внебюджетных инвестиций.

К научному туризму относят и путешествия, позволяющие вояжерам изучить и исследовать природу, ее флору, фауну благодаря помощи и объяснениям ученого персонала. К научному экологическому туризму можно отнести изучение удаленных и новых районов, проведение научных полевых исследований, не требующих высокой квалификации, с совмещением отдыха на природе. По оценкам Всемирной туристской организации на сегодня доля экологического туризма достигла 20% всего рынка мирового туризма.

К прообразу научного туризма можно отнести и морские путешествия, завоевательные походы, эпоху «Великих географических открытий», когда в них принимали участие не только вооруженные группы людей и купцы, но и ученые, исследователи Аристотель, Герадот, Бенкс, Стеллер, Горнер и др. В ХХ-ом веке стали оформляться новые направления в научном туризме.

Научные экспедиции под руководством Тура Хейердала с участием нашего соотечественника Ю. А. Сенкевича, имя которого присвоено нашему институту, внесли огромный вклад в лингвистические, археологические, антропологические исследования континентов и мирового океана.

Американец Дюэйн С. Никель в 80-е годы прошлого столетия разработал и опубликовал «Путеводитель для научного путешественника: посещая места, связанные с астрономией и изучением космоса на территории Америки». Причем для туристов помогает составить оптимальный маршрут. В объекты показа включены планетарии, космические музеи, центры изучения и полетов NASA, обсерватории, разрешенные к посещению, например, Военно-морская обсерватория США в Вашингтоне, обсерватория Lick в штате Калифорния, обсерватория Lowell в штате Аризона, Национальная обсерватория солнца в штате Нью-Мексико, радиотелескоп Arecibo в Пуэрто-Рико. В путеводителе перечислены дома и исторические места, связанные с 8-ю астрономами и астронавтами, начиная с физика Альберта Эйнштейна и заканчивая Джоном Гленном, первым американцем побывавшем на орбите Земли. Также описываются уголки, связанные с историями об инопланетянах в Розуэлле штата Нью-Мексико и Неваде. Кроме того, перечисляются программы тренингов для астронавтов, есть информация о том, как наблюдать северное сияние и солнечные затмения, предлагаются для изучения сайты по космическому туризму. В Советское время научный туризм, как направление введен в 1980 году Географическим обществом СССР. В настоящее время Комиссией научного туризма Русского географического общества разрабатываются маршруты экспедиций РГО, в которых можно принять участие в качестве «научного туриста». Список направлений экспедиции обширен. Особое внимание в 70–90 годах прошлого столетия уделялось развитию молодежного научного туризма. Был создан Отдел научной молодежи ЦК ВЛКСМ и совместно с БММТ «Спутник» ЦК ВЛКСМ стали формироваться научные туры, организовываться Международные школы молодых ученых и специалистов по самым востребованным новым направлениям науки и техники. Научными руководителями таких школ были великие ученые, академики нашей страны. Такие мероприятия проводились в странах — членов СЭВ, международных молодежных лагерях, где обмен научными достижениями совмещался с экскурсионным обслуживанием и активным отдыхом. И в организации этого направления деятельности эффективно участвовали советы молодых ученых и специалистов всех уровней от министерств и ведомств до предприятий и организаций совместно с советами НТО и ВОИР.

Научный туризм: перспективы развития.

По оценкам экспертов ЮНЕСКО доля научного туризма к 2020 году составит 25% от общих показателей мирового туризма или около двух триллионов долларов США в год, что фактически завершит процесс превращения туризма в ведущий комплекс мирового научного и культурного развития. В первую очередь это касается научного, эколого-экспедиционного, спортивно-познавательного и культурного туризма, поскольку наука и культура затрагивают основные мотивировки передвижения людей. Научная и культурная составляющие присутствуют и в других видах туризма: оздоровительном, спортивном, деловом, конгрессном.

Научный туризм оказывает большое влияние на географию перемещения туристов. Ожидается, что доля европейского контингента в географии мирового туризма упадет с 59 до 45%, к 2020 году страны Восточной Азии и Тихоокеанского региона станут вторыми с долей 27% после Европы, оттеснив Америку на третье место – 18%. Как раз в этом направлении Россия выглядит совершенно не лучшим образом.

ХХI-й век должен стать веком развития культурного, спортивного, конгрессного туризма. Фестивали, карнавалы, народные промыслы, выставки, спортивные соревнования, олимпиады – представляют собой явление культуры. От туристских посещений зависит расцвет или упадок музейного дела. Явлением нового века станут научные экспедиции и научные станции, включающиеся в орбиту туризма.

Будущее за космическим туризмом, который возник совсем недавно. Денис Тито, первый космический турист на МКС «Союз», американец отмечал, что «космос должен быть открыт для всех, а не только для государственных агентств и супербогатых людей». Тем более это направление дает возможность привлекать значительные средства для космических программ. В настоящее время в нашей стране широко обсуждаются программы по развитию данного сектора туризма. Сегодня актуальными направлениями научного туризма стало посещение труднодоступных мест Южного и Северного полюсов, знакомство с уникальными территориями Арктики и Антарктики, объектами Северного морского пути, острова Шпицберген, российских станций на Южном полюсе. Огромный вклад в развитие этого направления вносит Почетный профессор МГИИТ А. Н. Чилингаров.

Уникальный по своей значимости вид туризма – озерный туризм – посещение особых акваторий и территорий в целях познания, физического совершенствования, оздоровления, отдыха, а также культом и обучения. «Озерный рай – и вправду рай» предусматривает посещения таких феноменов, как озера Байкал, Телецкое, Ладожское, Онежское, Ильмень и др.

Многие вузы страны вырабатывают свои комплексные подходы к данной проблематике. Как пример конкретного участия вуза в развитии научного туризма можно привести Горно-Алтайский государственный университет. На основе своих разработок вуз предлагает и свои услуги в этой сфере, включая проведение полевых практик, конференций и других мероприятий на территории Республики Алтай. В стандартный пакет услуг входят обеспечение проживанием и питание в полевых условиях, предоставление услуг специалистов по заявленной тематике, рассмотрение предложений заказчика в сфере научного туризма. Вуз организует туры на археологические раскопки с привлечением экскурсантов (туристов) к раскопкам, туры по наблюдению поведения животных в естественных условиях с элементами фотоохоты, геоморфологические экскурсии с изучением элементов морфологического строения, актуальные в связи с прошедшими землетрясениями, этнографические туры с ознакомлением обрядов, культуры кухни народов, проживающих на территории республики. Наш вуз МГИИТ – позиционирует свое участие в развитии туристского потенциала города Москвы, участвуя в разработке маршрутов и туристских продуктов, организации научного наставничества над аспирантами, молодыми специалистами, студентами старших курсов по проведению исследований в области туристских технологий. На важность наставничества в процессе обучения обращал особое внимание Президент РФ Д. А. Медведев.

Следует отметить, что участвуя в научных мероприятиях, поездках, походах туристы берут на себя часть (иногда и большую) научно-экспедиционных и исследовательских расходов, чтобы увидеть научные объекты, вместе с учеными участвовать в научных поисках и исследованиях. Науке это дает востребованность, популяризацию с помощью туристов, а туристам – уникальность путешествий. При обоюдном участии сторон удешевление такого туристского продукта неизбежно.

Представленное многообразие научного туризма подтверждает слова философа Сергея Синельникова: «Туризм – это жизнь во всем ее многообразии, сконцентрированная на коротком промежутке времени, характеризующаяся целеполаганием и способом осуществления».

Участниками Круглого стола, проведенного в рамках XI Московской международной туристской ярмарки «MITF-2011» в мае 2011 года, учитывая тенденции развития и возможности научного туризма, были выработаны рекомендации по развитию данного вида туризма:

1. Научный туризм как один из специальных видов туризма позволяет привлекать подготовленных энтузиастов к проведению различных фундаментальных и прикладных исследований в различных областях науки и техники, значительно расширять границы этих исследований в нашей стране по всем направлениям.

2. Развитие научного туризма как одного из самых современных
познавательных, культурных видов туризма требуют объединения усилий
всех ветвей и уровней государственной и законодательной власти, включая
федеральные министерства, ведомства и местные органы управления, для
решения разноплановых задач, расширения материальной базы и
инфраструктуры туризма, формирование государственного, академического,
частного и социального партнерства, осуществления эффективной
туристской политики, создания новых туристских продуктов и расширение
спектра туристских услуг.

3.Социальная функция научного туризма состоит в том, чтобы
предоставлять молодежи возможность испытать себя и попробовать
различные виды научной работы в сфере личных интересов для осознанного
выбора будущей профессиональной деятельности. Научный туризм
предоставляет возможность изменить привычный жизненный уклад и
состоявшимся личностям, готовым воплотить в жизнь самые смелые мечты.
Главное, что научный туризм является действенным инструментом для
развития и социализации любого индивидуума, обретения новых жизненных
целей, объединения людей вокруг интересного дела, развития общества и
государства.

4. Приоритетными целями развития науки является привлечение
частных инвестиций, создание новых перспективных направлений исследований, консолидация научных, организационных и экономических ресурсов. Научный туризм позволяет в значительной мере решить проблемы финансирования научных исследований даже на самых затратных направлениях, например, в исследованиях космоса, полярных территорий, мирового океана.

5. Развитие научного туризма позволяет значительно увеличить спрос на внутренний туризм в нашей стране. Туроператорским компаниям следует обратить внимание на возможность диверсификации своей деятельности за счет объединения усилий и финансовых возможностей с научными организациями и предприятиями, высшими учебными заведениями для разработки и продвижения туристских продуктов научного направления, организации экспедиций, походов научной направленности, тематических лагерей и баз для молодежи, межвузовского обмена студентов.

6. При условии успешной деятельности в развитии научного туризма
на внутреннем рынке, имеется возможность более широкого привлечения
иностранных туристов для участия в научных исследованиях, как это
происходит сегодня в космическом туризме. В этом случае туроператорами
расширяется спектр предложений во въездном туризме.

7. Одним из перспективных направлений развития научного туризма
является организация проведения или участия российских и зарубежных
ученых в работе симпозиумов, конференций, семинаров, деловых встреч и
др. Технология организации подобных мероприятий предполагает
объединение в рамках путешествия не только научных, но и рекреационных,
познавательных, а также и медицинских целей. Для эффективной
деятельности в данном направлении как во внутреннем, въездном и
выездном туризме, необходима не только узкая специализация, но и тесное
сотрудничество с научными и профильными предприятиями и
организациями.

8. Для организации путешествий по направлениям научного туризма
необходимо проведение исследовательской работы по созданию базы
перспективных научных направлений, заинтересованных предприятий и
организаций по отраслям знаний, научных регионов и пунктов назначения, в
которых возможны проведение экспедиций и походов, технологических
приемов выявления и организации условий для проведения исследований.
Необходимо также создание специализированных региональных служб
наблюдения и обеспечения безопасности научных экспедиций.

9. Организация и продвижение научного туризма на рынке туристских
услуг требует специальных исследований по технике и технологиям
туроператорской турагентской деятельности, подготовки
квалифицированных специалистов индустрии туризма, готовых к работе с
научной информацией и профессионалами любой области научных знаний.

Участники Круглого стола выражают уверенность в том, что итоги обсуждения и принятые настоящие рекомендации послужат дальнейшему развитию научного туризма как одного из самых перспективных видов туризма XXI века.

Литература:

1. Квартальнов В. А. Современные особенности туризма как метода научного познания и исследований. // Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал № 11, 2002.

2. Биржаков М. Б. Введение в ТУРИЗМ.- Издание 9-е, переработанное и дополненное.- СПб.: «Издательский дом Герда», 2008.- 576 с.

3. Косолапов А. Б. Теория и практика экологического туризма: учебное пособие.- М: КНОРУС, 2005.- 240 с.

4. Квартальнов В. А. Туризм: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 320 с.: ил.

5. Сергеева Т. К. Экологический туризм: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 360 с.: ил.

6. www.gasu.ru

7. www.mejtur.ru

8. www.sovetdam.ru



[1] Павлов Владимир Петрович. Email: box@mgiit.ru


Сделать закладку на эту страницу:

 

Добавить комментарий



Автотранслитерация: выключена


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >